РУССКИЕ ЗАБАВЫ И ИГРЫ

 Народные игры и забавы – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Элементарные «ловилки-догонялки»: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. Удивительно, насколько народные игры оказались живучими. Может, оттого, что, при всей своей непритязательности, они таят в себе какой-то секрет, непостижимый для ума, но привлекательный для души? И потому сохраняются веками, увлекая каждое новое поколение. Вспомним же наиболее популярные народные забавы.

ГОРЕЛКИ

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один -слева, другой – справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

«МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС»

  По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий (т. е. Мороз – Красный нос) встает посреди площадки и говорит:

Я – Мороз – Красный нос,

Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро.
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься?

И тут же все бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в
«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

САЛКИ

 Эта игра имеет разные названия («пятнашки», «ловишки», «клецки» и др.) и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих пытаются поймать других игроков, коснуться их рукой (засалить) и, если поймают, меняются с ними ролями.

ГОРОДКИ

 Это игра в основном мужская. Есть у нее и другие названия – «рюхи», «чушки», «свинки». И известное выражение «подложить свинью» идет именно от этой игры. Правила следующие: на кон ставят различные фигуры из пяти деревянных чурок («городков») – длиной около 20 см. Затем их разбивают битой длиной около 80 см. Партия состоит из 15 фигур: «пушка», «бабка в окошке», «конверт» и т. д. В процессе игры фигуры усложняются, поэтому победить здесь совсем не просто.

ЛАПТА

 Первые упоминания об этой игре в памятниках древнерусской письменности встречаются, как считают, еще в XIVвеке. Лапта представляет собой командные соревнования с мячом и битой, которые проводятся на естественной площадке. Цель игры – ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику осалить себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. Игры, напоминающие лапту (а, как утверждает ряд исследователей, скопированные с лапты), существуют в ряде западных стран – бейсбол, крикет и т. п.

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

Кулачный бой – не драка, а именно старинная русская забава. Большинство таких сражений были «правильными» – проводившимися по строгим правилам. Вот основные положения:

–       биться «по любви» – т. е. не иметь к супротивнику злобы;

–       не бить лежачего;

–       не бить сзади;

–       не таить в кулаке тяжелых предметов;

–       не ставить подножек и не захватывать одежды;

–       не бить ногами.

РЕПКА

 Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный пред​мет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «вы​дернуть репку», т. е. оттащить от дерева игрока, изо​бражающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвал​ся, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению: минимальное число участников — 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких неудачных попыток «вытянуть реп​ку» выбирается новая «репка». Все играющие долж​ны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям до​школьного возраста.

СНЕЖКИ

 Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ

 При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ

 Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Существует такое мудрое высказывание: «Образование – это то, что остается, когда все забыто». «Сперва «аз» да «буки», а там и науки», – говорили русские люди в старину, наставляя детей своих познать «азбуку – к мудрости ступеньку».

Методический отдел МБУДО ЦРТДиЮ «Победа» г. Челябинска” рекомендует включить этнокультурный компонент, в том числе народные игры в  содержание общеобразовательных программ разных направлений.

Сегодня актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования физического национального самосознания поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. В законе «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную культуру, формирование человека и гражданина …, формирование духовно-нравственной личности.   Педагогам  МБУДО ЦРТДиЮ «Победа»  г . Челябинска,  рекомендуется подобрать такой материал, чтобы обучающиеся почувствовали интерес и желание узнать как можно больше из истории своего  края, народа, его традиции, обычаи, культуру.